Когда говорят о том, что городу Вятские Поляны всего 73 года, невольно задумываешься о некотором несоответствии.
Дома XIX века есть, про купцов знаем, Трифона Вятского вспоминаем, а жил он в XVI веке, а городу всего 73 года.
Так сколько же лет Вятским Полянам?
Возникновение поселения Вятские Поляны и статус города, полученный Вятскими Полянами вносит некоторую путаницу.
Первые люди на территории современного города Вятские Поляны появились давно, около 15 тыс. лет назад, а возможно и раньше.
До середины XVI века на территории современных Вятских Полян находилось небольшое удмуртское село Ошторма-Бодья, но в период покорения Казани Иваном Грозным в этих местах развернулась борьба между русскими и татарами, поэтому удмурты вынуждены были уйти, оставив свою территорию.
Новые поселенцы появились здесь уже в конце XVI века, когда Вятский преподобный Трифон, спускаясь со своими сподвижниками по Вятке, искал место для основания монастыря. Именно здесь и решил заложить монастырь Трифон Вятский.
По его просьбе царь Федор Иоаннович в 1595 году выдал грамоту на владение пустующими «вятскими полянками» Успенскому монастырю.
Эта грамота и является первым документальным упоминанием о «Вятских Полянах», а 1595 год считается официальным годом их основания.
В 1660 году в Полянках уже было 56 дворов с населением 99 человек. Развитию способствовало выгодное расположение на берегу Вятки, которая в те времена была основной дорогой, связывавшей Вятский край с городами Поволжья. По ней сплавляли не только хлеб, но и многие другие товары, самым важным из которых был лес.
Поселение постепенно превращалось в крупное торговое село.
Именно поэтому во время правления Екатерины II село Вятские Поляны было обозначено волостным центром, входившим в Малмыжский уезд.
Через Вятские Поляны проходили почтовые и торговые пути, население занималось земледелием и кустарными промыслами: гончарным, кузнечным, плотницким, сапожным, скорняжным, и, конечно, торговлей.
|
Вид на село |
|
Вид на село с "Лысой горы" |
|
Вид на село с "Лысой горы" |
|
Ул. Большая (Ленина) |
Незадолго до начала первой мировой войны царским правительством было принято решение о строительстве Екатеринбургской железной дороги, которое предполагало строительство моста через реку Вятку.
(Небольшое отступление: мост и железную дорогу изначально планировали построить в районе Малмыжа. Узнав об этом, Кукморские купцы, объединив свои финансы с Полянскими купцами, поехали в Москву "взятку давать", чтобы изменить план строительства железной дороги и переноса ее и ж/д моста в район села Вятские Поляны. Это был один из успешных коммерческих ходов. Купцы прекрасно понимали, что там, где будет проходить ж/д дорога, там и будет развиваться торговля)
Мост обошёлся в 14 миллионов рублей золотом и был построен в 1916 году, что сделало Вятские Поляны, говоря современным языком, логистическим центром региона.
Жизнь села была спокойной, ничто не нарушало ее размеренного течения.
|
Василий Фёдорович Кощеев – купец Первой гильдии |
Василий Федорович Кощеев. Внес огромный вклад в строительство железнодорожного моста через реку Вятку в городе Вятские Поляны.
|
Купец В.Кощеев с семьей на отдыхе на территории зоны отдыха «Стрелка». 1913 год. |
Грянула Гражданская война, в центре которой и оказались Вятские Поляны. В августе 1918 года, оказавшись с двух сторон в окружении контрреволюционных сил, Вятские Поляны с его железнодорожным мостом неожиданно приняли на себя роль важного стратегического пункта. Здесь был размещен Реввоенсовет, штаб, политотдел и ЧК Второй Армии.
Здесь же, в Вятских Полянах, сформировалась знаменитая 28-я Азинская дивизия, впоследствии получившая название «Железной».
Все попытки белых войск форсировать реку ценой огромных усилий были отбиты. Отстояв правобережье, именно из Вятских Полян начала наступление Красная армия.
|
Памятник морякам – героям Гражданской войны. |
Село Вятские Поляны стало известно не только богатыми купцами и военными действиями на р.Вятке, но и обычные люди прославили его.
Бабушкин Василий Федорович (1878г. - 14.10.1924г.). – русский богатырь, матрос, герой русско-японской войны, цирковой артист, прозванный в народе «Вторым Поддубным» родился в деревне Заструги близ Вятских Полян.
|
Василий Фёдорович Бабушкин – герой Русско – Японской войны |
За подвиги во время войны награжден всеми четырьмя степенями Георгиевского креста.
Известен как исполнитель невероятных, порою смертельных, и силовых трюков. Одними из наиболее известных являются те, когда Бабушкина живого закапывали в могилу и он находился в ней до 30 минут или когда он гнул в дугу железнодорожную рельсу.
Погиб при загадочных обстоятельствах в 1924 году.
После этих событий Вятские Поляны налаживали мирную советскую жизнь, село стало заметно разрастаться и получило статус рабочего посёлка.
|
Строительство школы. 1935 г. |
|
Парашютная вышка (бывшая колокольня церкви). 30-е г.г. |
|
|
Парашютная вышка (бывшая колокольня церкви). 30-е г.г. |
В начале 20 века в селе было две улицы – Большая (ныне ул. Ленина) и Малая (Первомайская).
Остальную часть села составляли переулки: Репинский (ул. Перевозная), Большой (ул. Советская), Ильинский (ул. Параходная).
|
Товарные склады (сегодня филиал ВятГГУ на ул.Советской) |
|
Управление пожарной охраны |
|
Вятскополянское отделение Районной связи. 1935г. (Сегодня почтовое отделение на ул. Ленина за церковью) |
Здание церкви было переоборудовано в парашютную вышку.
Осенью 1941 года в Вятские Поляны был эвакуирован из Подмосковья (г. Загорск) завод, на котором производилось стрелковое оружие. И опять же благодаря тому, что через Вятские Поляны проходила железная дорога, что было главным условием для транспортировки завода. Эвакуировали станки, оборудование, материалы и рабочих с семьями. Из воспоминаний очевидцев - все жители города пошли встречать эшелон с заводом на вокзал. На санях везли все оборудование до шпульной фабрики.
Завод разместился в здании шпульной фабрики. В первые месяцы (декабрь 1941 - февраль 1942 г.г.) в деревянных бараках шпульной фабрики собрали оборудование и начали выпуск оружия. "Было на столько холодно, что руки примерзали к станкам, поэтому прямо здесь же разводили костры, чтобы греться". В этом же году Вятские Поляны стали городом, и с этого момента начался новый этап в их истории.
Более двух с половиной миллионов ППШ – достойный вклад нашего города в Победу над фашизмом. Это результат титанического труда тех, кто с 1941 по 1945 год стоял у станков Вятскополянского завода.
|
Г.С.Шпагин |
|
Дом - музей Г.Шпагина |
Георгий Семенович Шпагин с 1941 года по 1951 год жил и работал в г. Вятские Поляны. Награжден звездой Героя Социалистического Труда (1945г.), другими правительственными наградами.
За годы войны на Вятскополянском заводе было выпущено более 2,5 миллионов пистолетов – пулеметов Шпагина. Всего за годы войны их было выпущено около 5 миллионов на разных заводах страны. Солдаты с любовью называли ППШ «Папашей».
Кукин Аркадий Петрович (1914 г. - 30.10.1944 г.) – Герой Советского Союза, сержант.
Закончив начальную школу №1 и школу мотористов в Вятских Полянах развозил на моторной лодке почту по ближайшим деревням. В 1941 году ушел на фронт. Отбивая танковую атаку, тяжело раненый, Кукин геройски погиб под городом Кечкемет в Венгрии 30 октября 1944 года. Там же и был похоронен.
|
А.П.Кукин |
С самого начала Великой Отечественной войны из Вятских Полян и района на фронт ушли 19 585 человек (из них 606 женщины). Не вернулись 5 473 (2 470 погибли, 3 003 – пропали без вести).
|
Вечный огонь |
После войны огромный вклад в развитие города и завода вносит Фёдор Иванович Трещев.
Он не только выводит Вятскополянский завод на всероссийский уровень, но и строит в городе много новых зданий – ДК «Победа», санаторий – профилакторий, стадион «Электрон» и др.
Трещев Федор Иванович ( 21.07.1921 г. – 03.03.2006 г.) - директор Вятскополянского машиностроительного завода с 1955 по 1996 г. Большой вклад внесен Трещевым в оборонную промышленность страны.
|
Ф.И.Трещев |
Награжден звездой Героя Социалистического Труда, 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Лауреат Сталинской премии.
Заслуженный машиностроитель СССР.
|
Памятник Ф.И.Трещеву |
С именем Трещева связано становление и развитие завода и города, жилищное строительство, развитие социальной сферы и др., а так же выпуск многих видов товаров народного потребления, в том числе знаменитых мотороллеров «Вятка» и «Электрон» (с 1957 по 1979 г.г.)
|
Кинотеатр «Прогресс». Здание церкви. 60-е г.г. |
|
Речной порт |
Виды послевоенного города Вятские Поляны
|
Хлебокомбинат. 60-е г.г. |
|
Район Сахалин |
|
Домовая кухня (до кафе Арбат) |
|
Вид на город с Солдатской горы |
|
Вид с ул.Куйбышева на район, где построили сш№4 |
|
Дом купца Зайцева - военкомат |
|
Строительство сш№3. 60- е г.г.
|
|
Ж/Д вокзал |
|
Пионерский лагерь 60-е г.г. |
|
Столовая "Веранда" у к/т Прогресс (до кафе Березка) |
|
Демонстрация 1 мая 70-е годы |
|
Демонстрация 1 мая 80-е годы |
|
Дом культуры Победа 70-е г.г. |
|
Дом пионеров 70-е г.г. |
|
Дом пионеров 80-е г.г.
|
|
Детский сад "Голубок" - сейчас здание начальных классов многопрофильного лицея |
|
Показательные выступления на мотороллерах Вятскополянского завода |
|
Книжный магазин |
|
ул.Советская 70-е г.г. |
|
Перекресток Урицкого - Ленина 70-е г.г. |
|
Автобусная остановка. 80-е г.г. |
|
Площадь Победы |
|
Площадь Труда |
|
Речной вокзал |
|
Речной вокзал |
|
Речной порт |
|
Роддом старой больницы. ул. Больничная |
|
Рынок |
|
Сквер у РДК (напротив сш№1) |
|
Мотогонки на стадионе |
|
День Труда на стадионе |
|
На стадионе |
|
На стадионе |
|
Старый аэропорт |
|
Дом культуры Победа 70-е г.г. |
|
Строительство нового Дворца культуры Победа. кон 80-х г.г. |
|
Строительство нового Дворца культуры Победа. кон 80-х г.г. |
|
Строительство котельной |
|
Строительство сш№4. 80-е г.г. |
Судоходство на р.Вятка
|
Статья из газеты Вятско- Полянская правда |
|
Сш №2 |
|
Сш №3 |
|
Ул. Гагарина |
|
Ул. Крупской |
|
Ул. Совесткая |
|
Ул. Советская |
|
Ул.Гагарина |
|
Ул. Кирова (до строительство профилактория) |
|
Хозтовары на ул.Ленина (поворот с ул.Советской) |
|
Ул. Ленина. Реклама фильма "Война и мир" в к/т Прогресс |
|
Ул. Ленина |
|
Ул. Ленина. 80-г.г. |
|
Ул. Школьная. 80-е г.г. |
Благодарю за информацию директора исторического музея Марину Юрьевну Пислегину.
Спасибо! Интересно.
ОтветитьУдалитьКак я люблю этот город. Всем привет от Гафурова Руслана.
ОтветитьУдалить