вторник, 27 декабря 2016 г.

Вятские Поляны. История в фотографиях.

Когда говорят о том, что городу Вятские Поляны всего 73 года, невольно задумываешься о некотором несоответствии.
Дома XIX века есть, про купцов знаем, Трифона Вятского вспоминаем, а жил он в XVI веке, а городу всего 73 года.
Так сколько же лет Вятским Полянам?
Возникновение поселения Вятские Поляны и статус города, полученный Вятскими Полянами вносит некоторую путаницу.

Первые люди на территории современного города Вятские Поляны появились давно, около 15 тыс. лет назад, а возможно и раньше. 
До середины XVI века на территории современных Вятских Полян находилось небольшое удмуртское село Ошторма-Бодья, но в период покорения Казани Иваном Грозным в этих местах развернулась борьба между русскими и татарами, поэтому удмурты вынуждены были уйти, оставив свою территорию.
Новые поселенцы появились здесь уже в конце XVI века, когда Вятский преподобный Трифон, спускаясь со своими сподвижниками по Вятке, искал место для основания монастыря. Именно здесь и решил заложить монастырь Трифон Вятский. 
По его просьбе царь Федор Иоаннович в 1595 году выдал грамоту на владение пустующими «вятскими полянками» Успенскому монастырю. 
Эта грамота и является первым документальным упоминанием о «Вятских Полянах», а 1595 год считается официальным годом их основания.
В 1660 году в Полянках уже было 56 дворов с населением 99 человек. Развитию способствовало выгодное расположение на берегу Вятки, которая в те времена была основной дорогой, связывавшей Вятский край с городами Поволжья. По ней сплавляли не только хлеб, но и многие другие товары, самым важным из которых был лес. 
Поселение постепенно превращалось в крупное торговое село. 
Именно поэтому во время правления Екатерины II село Вятские Поляны было обозначено волостным центром, входившим в Малмыжский уезд. 
Через Вятские Поляны проходили почтовые и торговые пути, население занималось земледелием и кустарными промыслами: гончарным, кузнечным, плотницким, сапожным, скорняжным, и, конечно, торговлей.
Вид на село

Вид на село с "Лысой горы"

Вид на село с "Лысой горы"

Ул. Большая (Ленина)

Незадолго до начала первой мировой войны царским правительством было принято решение о строительстве Екатеринбургской железной дороги, которое предполагало строительство моста через реку Вятку.
(Небольшое отступление: мост и железную дорогу изначально планировали построить в районе Малмыжа. Узнав об этом, Кукморские купцы, объединив свои финансы с Полянскими купцами, поехали в Москву "взятку давать", чтобы изменить план строительства железной дороги и переноса ее и ж/д моста в район села Вятские Поляны. Это был один из успешных коммерческих ходов. Купцы прекрасно понимали, что там, где будет проходить ж/д дорога, там и будет развиваться торговля)
Мост обошёлся в 14 миллионов рублей золотом и был построен в 1916 году, что сделало Вятские Поляны, говоря современным языком, логистическим центром региона. 
Жизнь села была спокойной, ничто не нарушало ее размеренного течения.

Василий Фёдорович Кощеев – купец Первой гильдии

Василий Федорович Кощеев. Внес огромный вклад в строительство железнодорожного моста через реку Вятку в городе Вятские Поляны.
Купец В.Кощеев с семьей  на отдыхе на территории зоны отдыха «Стрелка». 1913 год.

Грянула Гражданская война, в центре которой и оказались Вятские Поляны. В августе 1918 года, оказавшись с двух сторон в окружении контрреволюционных сил, Вятские Поляны с его железнодорожным мостом неожиданно приняли на себя роль важного стратегического пункта. Здесь был размещен Реввоенсовет, штаб, политотдел и ЧК Второй Армии. 
Здесь же, в Вятских Полянах, сформировалась знаменитая 28-я Азинская дивизия, впоследствии получившая название «Железной».
Все попытки белых войск форсировать реку ценой огромных усилий были отбиты. Отстояв правобережье, именно из Вятских Полян начала наступление Красная армия.

Памятник морякам – героям Гражданской войны.

Село Вятские Поляны стало известно не только богатыми купцами и военными действиями на р.Вятке, но и обычные люди прославили его.

Бабушкин Василий Федорович (1878г. - 14.10.1924г.). – русский богатырь, матрос, герой русско-японской войны, цирковой артист, прозванный в народе «Вторым Поддубным» родился в деревне Заструги близ Вятских Полян.
Василий Фёдорович Бабушкин – герой Русско – Японской войны
За подвиги во время войны награжден всеми четырьмя степенями Георгиевского креста. 
Известен как исполнитель невероятных, порою смертельных, и силовых трюков. Одними из наиболее известных являются те, когда Бабушкина живого закапывали в могилу и он находился в ней до 30 минут или когда он гнул в дугу железнодорожную рельсу. 
Погиб при загадочных обстоятельствах в 1924 году.

После этих событий Вятские Поляны налаживали мирную советскую жизнь, село стало заметно разрастаться и получило статус рабочего посёлка.

Строительство школы. 1935 г.

    Парашютная вышка (бывшая колокольня церкви). 30-е г.г.

Парашютная вышка (бывшая колокольня церкви). 30-е г.г.

В начале 20 века в селе было две улицы – Большая (ныне ул. Ленина) и Малая (Первомайская). 
Остальную часть села составляли переулки: Репинский (ул. Перевозная), Большой (ул. Советская), Ильинский (ул. Параходная).



Товарные склады (сегодня филиал ВятГГУ на ул.Советской)
Управление пожарной охраны 

Вятскополянское отделение Районной связи. 1935г. (Сегодня почтовое отделение на ул. Ленина за церковью)


Здание церкви было переоборудовано в парашютную вышку. 






Осенью 1941 года в Вятские Поляны был эвакуирован из Подмосковья (г. Загорск) завод, на котором производилось стрелковое оружие. И опять же благодаря тому, что через Вятские Поляны проходила железная дорога, что было главным условием для транспортировки завода. Эвакуировали станки, оборудование, материалы и рабочих с семьями. Из воспоминаний очевидцев - все жители города пошли встречать эшелон с заводом на вокзал. На санях везли все оборудование до шпульной фабрики.
Завод разместился в здании шпульной фабрики. В первые месяцы (декабрь 1941 - февраль 1942 г.г.) в деревянных бараках шпульной фабрики собрали оборудование и начали выпуск оружия. "Было на столько холодно, что руки примерзали к станкам, поэтому прямо здесь же разводили костры, чтобы греться". В этом же году Вятские Поляны стали городом, и с этого момента начался новый этап в их истории. 

Более двух с половиной миллионов ППШ – достойный вклад нашего города в Победу над фашизмом. Это результат титанического труда тех, кто с 1941 по 1945 год стоял у станков Вятскополянского завода. 



Г.С.Шпагин

Дом - музей Г.Шпагина

Георгий Семенович Шпагин с 1941 года по 1951 год жил и работал в г. Вятские Поляны. Награжден звездой Героя Социалистического Труда (1945г.), другими правительственными наградами. 


За годы войны на Вятскополянском заводе было выпущено более 2,5 миллионов пистолетов – пулеметов Шпагина. Всего за годы войны их было выпущено около 5 миллионов на разных заводах страны. Солдаты с любовью называли ППШ «Папашей».

Кукин Аркадий Петрович (1914 г. - 30.10.1944 г.) – Герой Советского Союза, сержант.
Закончив начальную школу №1 и школу мотористов в Вятских Полянах развозил на моторной лодке почту по ближайшим деревням. В 1941 году ушел на фронт. Отбивая танковую атаку, тяжело раненый, Кукин геройски погиб под городом Кечкемет в Венгрии 30 октября 1944 года. Там же и был похоронен.
А.П.Кукин

С самого начала Великой Отечественной войны из Вятских Полян и района на фронт ушли 19 585 человек (из них 606 женщины).  Не вернулись 5 473 (2 470 погибли, 3 003 – пропали без вести).
Вечный огонь
После войны огромный вклад в развитие города и завода вносит Фёдор Иванович Трещев. 
Он не только выводит Вятскополянский завод на всероссийский уровень, но и строит в городе много новых зданий – ДК «Победа», санаторий – профилакторий, стадион «Электрон» и др.
Трещев Федор Иванович ( 21.07.1921 г. – 03.03.2006 г.) - директор Вятскополянского машиностроительного завода с 1955 по 1996 г. Большой вклад внесен Трещевым в оборонную промышленность страны.
Ф.И.Трещев
 Награжден звездой Героя Социалистического Труда, 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Лауреат Сталинской премии.
Заслуженный машиностроитель СССР.


Памятник Ф.И.Трещеву

С именем Трещева связано становление и развитие завода и города, жилищное строительство, развитие социальной сферы и др., а так же выпуск многих видов товаров народного потребления, в том числе знаменитых мотороллеров «Вятка» и «Электрон» (с 1957 по 1979 г.г.)




Кинотеатр «Прогресс». Здание церкви. 60-е г.г.
Речной порт
 Виды послевоенного города Вятские Поляны

Хлебокомбинат. 60-е г.г.


Район Сахалин

Домовая кухня (до кафе Арбат)

Вид на город с Солдатской горы

Вид с ул.Куйбышева на район, где построили сш№4

Дом купца Зайцева - военкомат

Строительство сш№3. 60- е г.г.

Ж/Д вокзал

Пионерский лагерь 60-е г.г.
Столовая "Веранда" у к/т Прогресс (до кафе Березка)

Демонстрация 1 мая 70-е годы

Демонстрация 1 мая 80-е годы

Дом культуры Победа 70-е г.г.

Дом пионеров 70-е г.г.

Дом пионеров 80-е г.г.

Детский сад "Голубок" - сейчас здание начальных классов многопрофильного лицея

Показательные выступления на мотороллерах Вятскополянского завода

Книжный магазин

ул.Советская 70-е г.г.

Перекресток Урицкого - Ленина 70-е г.г.

Автобусная остановка. 80-е г.г.

Площадь Победы

Площадь Труда

Речной вокзал

Речной вокзал

Речной порт

Роддом старой больницы. ул. Больничная

Рынок

Сквер у РДК (напротив сш№1)

Мотогонки на стадионе

День Труда на стадионе

На стадионе

На стадионе

Старый аэропорт

Дом культуры Победа 70-е г.г. 
Строительство нового Дворца культуры Победа. кон 80-х г.г.

Строительство нового Дворца культуры Победа. кон 80-х г.г.

Строительство котельной

Строительство сш№4. 80-е г.г.
 Судоходство на р.Вятка




Статья из газеты Вятско- Полянская правда

Сш №2

Сш №3

Ул. Гагарина

Ул. Крупской

Ул. Совесткая

Ул. Советская

Ул.Гагарина

Ул. Кирова (до строительство профилактория)

Хозтовары на ул.Ленина (поворот с ул.Советской)

Ул. Ленина. Реклама фильма "Война и мир" в к/т Прогресс

Ул. Ленина

Ул. Ленина. 80-г.г.

Ул. Школьная. 80-е г.г.
Благодарю за информацию директора исторического музея Марину Юрьевну Пислегину.

2 комментария: