вторник, 13 октября 2015 г.

Собор Айя Софья. Стамбул

Начну издалека.
Однажды прочитала статью одного молодого человека о том, почему в школе не интересно. Оказывается потому, что учитель географии нигде не бывал дальше родного села, а учитель физкультуры сам не умеет забивать трехочковый в баскетболе, учитель музыки не может взять соль второй октавы, поэтому его самого слушать не интересно, а учитель искусства пытается увлечь произведениями искусства, которые сам видел только на картинках. И тут я вспомнила своего преподавателя искусства в академии. Он видел все своими глазами. Как он увлеченно рассказывал! Как мы его слушали! Мне тоже хочется быть таким учителем искусства, поэтому я стала путешествовать, чтобы собственными глазами видеть все великие достопримечательности прошлых цивилизаций, великие музеи, бесценные произведения искусства.
Первым был Рим. Он и в истории был первым великим. Я приехала из Рима новая, воодушевленная. Я сразу поняла, что уроки про Римскую империю стали другими. Я рассказываю интересно, дети слушают, открыв рот.
Следующая великая империя - Византийская. Надо ехать в Константинополь. Все едут загорать на курорт, я - в Стамбул.
Главная достопримечательность, ради которой я еду в Стамбул - Храм Святой Софии (Мудрости божией) Константинопольский. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья. Известен тем, что был заложен императором Константином еще в 4 веке, построен (в том виде, который дошел до наших дней) императором Юстинианом в 6 веке.
Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, (все мозаики и фрески были заштукатурены, тем самым сохранились до 20 века под слоем штукатурки), а в 1935 году, когда при ремонте были обнаружены следы христианского храма, он приобрёл статус музея. Сегодня музей Айя Софья - это и христианский храм с мозаиками и фресками шестого века, и мусульманская мечеть с письменами из Корана. И, конечно, произведение византийской архитектуры. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Чем еще ценен именно этот храм? Да тем, что когда в 10 веке князь Владимир решил объединить Русь, он понимал, что вначале нужно, чтобы Русь имела единую религию. Язычество, когда у всех были разные главные боги, не способствовало этому. Тогда князь Владимир отправил послов во все края, чтобы те узнали какие религии есть в мире, и какая из них больше подошла бы для Руси.
Десять посланников через какое-то время доложили ему, что "ходили де к болгарам... Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той..."
Вот именно благодаря красоте храма Святой Софии в Константинополе, которой послы князя Владимира просто были поражены, и принял князь решение ввести на Руси именно эту религию - христианство. Получается, что сегодня Россия обязана своим христианством красоте храма Святой Софии Константинопольской.
Ну что ж, будем знакомиться.
Селфи на фоне храма

Чтобы попасть в храм утром и днем нужно отстоять приличную очередь.

Люди готовы стоять часами в очереди, чтобы попасть в храм

Мы же пошли после 17 часов, когда до закрытия было около двух часов, а вот "пакетных " туристов на автобусах уже всех увезли.

Кстати в "несезон" (в феврале) очереди нет ни днем, ни вечером.

Чтобы попасть в храм, нужно купить билеты в кассе.

Цена 30 лир на человека

Проходим через турникеты

Билет выглядит так
Схема храма

Первым делом поднимаемся на самый верх. Дверь на лестницу для подъема на верх неприметна сбоку ( В не как раз входят люди).

За 14 столетий камни просто отшлифованы до блеска миллионами ног
Оттуда открывается интересный вид. Хотя при нас северная сторона внутри храма реставрировалась и была затянута лесами.
Фрески в очень тяжелом состоянии, да и сам храм давно перетянут металлическими прутьями.
Резьба же по камню смотрится, как кружево.

Самая известная Богоматерь в апсиде храма.
Сделать хорошую фотографию на таком расстоянии против света не получается.

Везде солярные знаки в резьбе (у нас принято называть их свастикой) - вообще - то у древних - это знак Солнца.

Стены выложены огромными мраморными плитами. Между ними интересная каменная ажурная полоса - держатель плит, чтобы они не свалились на людей случайно "отклеившись" от стены.

Полоса - держатель плиты. Установлена под углом, как распорка.

Двери везде мощные
 Предупреждение - фотографировать со вспышкой нельзя, потому что мозаики и фрески выгорают от яркого цвета вспышек.

Самые известные мозаики храма верхнего яруса:

Нижняя часть мозаики разрушена временем (скорее всего сколупана людьми)

Размер каждого кусочка мозаики не превышает 1 кв.см. Скорее 0,5 см х 0,5 см

Кроме мозаик здесь много фресок и резьбы по камню.

Это знаменитый "парящий купол". Когда солнце днем будет заливать в окна под куполом, получается полоса света, сквозь которую не видно перегородок между окнами и купол,  кажется, парит над храмом.
На трех фотографиях видно, как лучи солнца начинают создавать этот эффект.

Все поверхности храма расписаны фресками

Ажурная резьба по дереву

Спускаемся вниз.
В переходе с верхнего яруса на нижний

Вход в основной зал
 У одного из входов - саркофаг

Здесь же византийские (греческие) письмена - резьба по камню

Своды потолка в переходах выложены традиционным византийским узким кирпичом - плинфой.

Двери мощные

Лампы освещения висят довольно низко, метрах в трех от пола.

А уж найти здесь витраж было просто удивительно
 Внутри храма идут реставрационные работы

Капители колонн кажутся воздушными от чудесной каменной резьбы

И вновь солярные знаки теперь уже в в мозаике
 Еще одна знаменитая мозаика храма - Император Константин и император Юстиниан преподносят свои дары Богоматери. Император Константин (справа) приносит в дар город Константинополь. Император Юстиниан (слева)дарит храм Св. Софии.

Находится она над выходом из храма, в очень неприметном месте, чтобы ее увидеть нужно у самого выхода развернуться на 180* (верующие это делают, чтобы перекреститься).

Для туристов сделали проще - над последней дверью выхода повесили огромное зеркало, в котором мозаика отражается.

Отражение мозаики в зеркале над дверями выходя из храма.

Во дворе храма

И снаружи реставрация
 И еще немного фотографий из удивительного храма - музея.

Вид из Айя Софии на Голубую мечеть

Светильники - подсвечники. Правда, сейчас там уже электрические лампы.

Размеры неимоверные. Как это строили в шестом веке!?
Кстати, зеленые мраморные колонны из храма Артемиды в Эфесе. Да, того самого, одного из семи чудес света.

Без кролика не обходится ни одно путешествие. Он - главный любитель искусства

По отшлифованному ногами полу даже скользко идти
Мраморный порог за 14 веков стоптался практически полностью
А вот и следы мусульманской эпохи храма - растительный орнамент
Эти двери явно моложе 1400 лет, но все равно очень древние

И снова мозаика Богородицы в апсиде

Стоя прямо под куполом, видно, что он не идеально круглый. Думаю, что это время так "постаралось"

Это тоже мусульманская пристройка
Предназначение этого "самовара" внутри здания я не поняла. Неужели воду пили во время службы?

И вновь отшлифованный ногами мрамор

Собор на закате
Перед собором постоянно дежурит карета скорой помощи. Я такой эффект, когда людям массово становится "слишком хорошо" до потери сознания видела однажды - на выставке Рерихов в Казани. Тогда я сама потеряла сознание от буйства красок на картинах Рерихов (это другая история, за ней я поеду в Гималаи).

Постоянно стоит машина скорой помощи у выхода из храма

И это посетители храма

И это тоже любители византийской культуры

Нам очень нравилось любоваться храмом вечером. Он с подсветкой. Рядом в сквере фонтан с подсветкой. Мило.

Напротив храма Святой Софии еще одна достопримечательность - Голубая мечеть Стамбула.