понедельник, 3 декабря 2012 г.

Казань. Татарстан


Столица Татарстана- Казань. Даже сложно сказать каким было мое первое впечатление о городе, потому что в Казань меня родители возили с детства. Каждое лето в виде бонуса за хорошую учебу. К родственникам. Из детских поездок помню цирк, парк культуры и отдыха имени Горького и памятник Мусе Джалилю. Значит, это и были самые яркие впечатления.
Позже, в начале девяностых мне посчастливилось учиться в Казани. Самые яркие впечатления тех лет -Кремль, улица Баумана (прогулочная типа Арбата), выставочный зал, оперный театр и татарский театр им. Г. Камала. А еще неподалеку от оперного театра (между ним и университетом) была открыта первая пиццерия. Ее я тоже запомнила. Замечательная была Ленинская библиотека, принадлежавшая университету (но это уж точно не туристический объект). Помню в годы моего студенчества ходила масса легенд о несметном количестве золота, утопленного в озере Кабан, их рассказывали туристам, а мы любили у Кабана погулять.  А еще я запомнила центр города- сплошные трущебы. В девяностые не было денег даже просто снести их. Ходить по центральным улицам было просто жутко, заброшенные дома с выбитыми окнами и забитыми кое-как дверями, да еще если учесть, что это было время сплошного беспредела и отсутствия закона и порядка. Приезжавшие в город туристы смотрелина этот ужасный центр и делали соответствующие выводы ;) памятники архитектуры не реставрировали, все было облезлое и разваливающееся.
Много лет спустя я возвращаюсь в Казань с семьей посмотреть на старинный город.
О чем я могу им рассказать?
О башне Сююмбике. Это падающая башня на территории Казанского кремля, с которой по легенде сбросилась прекрасная Сююмбике, спасаясь от солдат Ивана Грозного в тот исторический момент, когда "Иван Грозный крестил Казань". А в Кремле появилось новое строение -мечеть Кул Шариф.  И тут я понимаю, что Казань преобразилась до неузнаваемости. Ее полностью обновили к тысячелетию.

У стен Казанского кремля


На фоне мечети Кул Шариф
Идем по улице Баумана от кремля в центр. Пешеходная улица тоже изменилась. Скамеечки, высаженные деревья, веселые фонтанчики и скульптурки, плитка под ногами.  А вот магазины в основном остались все те же, даже фасады не изменили и вывески. 

На улице Баумана




Кстати, улицу Баумана называют Проломная (это историческое название)... но для меня она так и останется Баумана, так ее называли, когда я с ней познакомилась.


На улице Баумана


на улице Баумана
Но если хорошо присмотреться начинаешь замечать, что в архитектуру улицы Баумана очень естественно влились новые отели и торговые центры. Отель "Шаляпин" мне понравился. Обязательно здесь остановимся.

Иду дальше по знакомым центральным улицам и не узнаю их. Ни одного "нежилого дома", как в сказке- на месте трущоб красивые стеклянные здания, жилые дома, над которыми явно потрудились архитекторы, спортивные комплексы, парки! Прямо в центре города около озера Кабан. 
за оградой новый парк на берегу оз.Кабан
Раньше здесь были трущебы


А напротив кукольного театра, где я провела массу времени, выросла целая деревянная татарская деревня- парк-музей под открытым небом.  

Парк - музей под открытым небом "татарская деревня"
Троллейбусные маршруты в центре изменились, потому что в Казани появилось МЕТРО! Разве могла я такое представить в годы своего студенчества! Аквапарки и торговые моллы, спортивные комплексы и парки отдыха, отели и рестораны. Практически весь центр отстроен после 1995 года и до 2005 года к 1000-летию Казани.

Один из новых парков - парк "Победы". Там можно не только смотреть на военную технику, но и опробовать все, дети ползают по танкам, самолетам и машинам времен ВОв.


И не только дети ползают ;)



Галерея с именами героев Советского Союза.
В Казань мы ездим и на концерты. Нам до Казани ближе, чем до нашего областного центра- Кирова, да и эти города даже сравнивать нельзя, про впечатления о Кирове я даже писать не буду. Поэтому, с удовольствием мы ездим в Казань, особенно когда с гастролями туда приезжает "Акавриум". 


На площади у "Уникса" перед университетом.
Оба моих мальчика (муж и сын) обожают Б.Г. , поэтому на его концерты мы и ездим. Дает он их в "Униксе". Во времена моей молодости "Уникс" был концертно-спортивным комплексом Казанского университета, подозреваю, что сейчас их объединяет только общая территория.


Сам концертный зал не изменился со времен, когда мы с Димой (сейчас мой муж, тогда просто поклонник)  смотрели там концерт "Аквариума" в1992 году, и самое интересное, что и Б.Г. не изменился, лишь приобрел в группу уникального флейтиста Б.Финнегена- он как Бог играет.

Б.Г. Концерт 2010 года
Но вернемся к городу.
Пара отелей, в которых мы останавливались: отель "Шаляпин"- 4* в самом центре города на улице Баумана (Проломной).
Еще один стоящий внимания отель - "Ривьера" - 4*, находится рядом с новым аквапарком на набережной Казанки, недалеко от моста.


Вот еще немного видов в центре города
Спуск в подземный переход на площади Тукая  у "Кольца"

У ТЦ"Кольцо"

На улице Татарстан


У татарского театра имени  Г.Камала на берегу озера Кабан. Здесь я провела все свои студенческие годы.

На фоне нового здание нового университета. В Казани много вкладывается в образование.
Система ВУЗов реформируется
Немного фасадов зданий Казани.













О Казанском кремле и главных соборах и мечетях можно почитать здесь.

Пару слов хочется сказать о современных школах. В Татарстане (первой и пока, думаю, единственной республике) централизовано создана общешкольная сеть : в каждую школу (до последней деревенской малокомплектной школы) проведен интернет, каждому учителю выдан рабочий ноутбук, четко была определена дата (1 сентября 2011 года) во всех школах республики был введен электронный журнал и соответственно дневник, каждая школа имеет свой сайт, каждый ребенок и  учитель  зарегистрирован в общей образовательной сети... Короче, я позавидовала.

О министрах и президенте, с которыми мне довелось познакомиться. Надо отдать должное министрам связи и образования. Это их усилиями так четко и в короткие сроки все это сделано. Министр связи Татарстана (27 - 29 -летний молодой человек) в этом году ушел на повышение в Москву. Меня это радует, надеюсь молодость и здравый смысл "растормошат" и страну. Министр образования Татарстана-умнейший человек, в совершенстве владеет языками, очень интеллигентный, на меня произвел самое приятное впечатление. Владеет вопросом сам, не ссылаясь на замов, на вопросы отвечает четко и по делу, на разливаясь в общих фразах. Бывают, оказывается, умные министры! И вот как результат, такой высокий уровень в развитии образования в республике.
А еще мне довелось в свое время познакомиться с президентом (теперь уже бывшим) Татарстана Минтимером Шаймиевым. Несмотря на возраст, он был вполне благоразумный, но даже это не главное. С одной стороны очень дипломатичный, с другой очень требовательный. Он сравнивал заторможенность Кировской области и быстрые темпы развития соседнего к нам Татарстана. По его словам у нас потому область и не развивается, что когда губернатор чего-то велит мэрам, те спокойно игнорируют его требования. А в Татарстане (цитирую) "Пусть только хоть один глава района или мэр города посмеет в срок не выполнить требование президента, завтра же будет новый глава, а иначе какой я президент, если меня даже замы не слушаются! Вот я дал сроку год, чтобы в каждом райцентре построили спортивный комплекс и бассейн, кто не построит - больше руководить не будет, нам не нужны неисполнительные руководители!" После этой встречи с Шаймиевым я долго жалела, что он не баллотировался в президенты России.

По дороге домой (в Кировскую область) проезжаем несколько районных центров Татарстана. В глаза бросается то, что действительно в каждом центре (с населением тысяч в 10-20) есть хороший современный бассейн, дворец спорта, ледовый дворец, в некоторых поселках есть и картинг -центр. Вот вТатарстане действительно делается все для привлечения детей к спорту. Я думаю, это правильно, что универсиада будет проходить именно в Татарстане. Республика распределяет бюджет так, что хватает не только на новые современные объекты -лицо столицы, но и на детей (школы, дополнительное образование, здоровье детей), в этом они молодцы!

Последние года 3 в Казани была только проездом (в основном ваэропорт, на вокзал, на шоппинг), заезжать в центр не было желания- весь город перекопан, поэтому везде огромные пробки- Казань преображается, везде строятся дорожные разводки. Ведь впереди универсиада. Пора ехать в Казань! Теперь ее действительно можно назвать третьей столицей России.


Оглавление

Комментариев нет:

Отправить комментарий